Как правильно составить и зарегистрировать лицензионный договор?

Как правильно составить и зарегистрировать лицензионный договор?

Одним из важных этапов защиты интеллектуальной собственности является регистрация товарного знака в Роспатенте. Ведь именно регистрация дает возможность обладателю прав на товарный знак исключительно использовать его в деятельности, а также бороться с нарушителями.

Есть несколько способов зарегистрировать товарный знак. Один из них - это ускоренная регистрация. Необходимо подать заявку на регистрацию в ускоренной очереди, и, если все условия будут соблюдены, регистрация займет около 3 месяцев.

Еще один важный аспект защиты интеллектуальной собственности - регистрация лицензионного договора на программу ЭВМ. Лицензионный договор позволяет обладателю прав на изобретение и/или товарный знак (лицензиару) предоставить пользователю (лицензиату) права на использование результатов своего интеллектуального труда в рамках его деятельности.

Перед тем, как приступить к регистрации, необходимо проверить свой товарный знак на наличие совпадений с уже зарегистрированными товарными знаками. Это позволит избежать недоразумений и борьбы с нарушителями в будущем.

Если вам интересно рассчитать стоимость регистрации вашей торговой марки, то можете воспользоваться онлайн-калькулятором, который позволит быстро и точно подсчитать затраты на регистрацию. Но помните, что регистрация интеллектуальной собственности - это ответственный и серьезный шаг в бизнесе.

Статья о целях и задачах лицензионного договора

В России законодательство не устанавливает непосредственно правила заключения лицензионных договоров, но их действие распространяется на основании ГК РФ: глава 9 «Сделки» раздел III «Общие положения об обязательствах» и «Общие положения о договоре».

Главное правило! Лицензионный договор может быть как односторонним, так и двусторонним. Его предмет – право на использование интеллектуальной собственности в пределах, установленных на заданной территории в течение определенного периода времени. Данный договор сочетает элементы торгового контракта с нематериальным объектом сделки, сохранением прав интеллектуальной собственности за лицензиаром и возможностью «двойного» владения. Это означает, что пользователь может передать право на применение объекта третьей стороне на условиях сублицензии, если такая возможность оговорена в контракте с правообладателем.

Основная задача, решаемая через сделки по лицензированию, заключается в том, чтобы не допустить нарушений условий, на которых происходит использование результатов интеллектуального труда.

Объекты лицензионного договора включают литературные, художественные и научные труды, сценическую деятельность, звукозаписи, радио- и телевизионные передачи, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения, изобретения, промышленные образцы, географические названия, сорта растений и породы животных, микросхемы, радиосигналы, базы данных, доменные имена и другие.

В этой статье мы рассмотрим, какие бывают виды лицензионных договоров.

Согласно объему прав, которые передаются принимающей стороне, такие договоры делятся на два типа:

  1. Неисключительный договор, при котором пользователь получает возможность использовать интеллектуальную собственность при сохранении тех же прав у первоначального обладателя.
  2. Исключительный договор, передающий все права на использование интеллектуальной собственности одному пользователю без возможности их использования передающей стороной.

Важно отметить, что лицензионный договор дает возможность использовать только определенные элементы интеллектуальной собственности. Если же пользователю передаются все права, например на фирменное наименование, технологии производства, бизнес-план и т.д., тогда уже заключается договор коммерческой концессии, который также может называться франчайзингом.

Когда право на объект интеллектуальной собственности прекращает свое действие, то и лицензионный договор перестает действовать. В то же время, условия франчайзинга относятся только к прекращенному праву, а сам договор продолжает действовать.

Как правило, лицензионный договор является договором купли-продажи, и поэтому содержит специфические разделы, которые включают в себя следующее:

  1. Преамбула. В этом разделе обычно указываются данные и названия сторон, а также четко формулируется намерение лицензиата о покупке лицензии на определенных условиях. Кроме того, необходимо указать на правомочность лицензиара на продажу.
  2. Определение терминов. В этом разделе обычно указывается вид соглашения и различные условия использования лицензии, а также даются точные определения объекту интеллектуальной собственности.
  3. Предмет. В этом разделе обсуждается возможность продажи сублицензий лицензиатом.
  4. Улучшения. В этом разделе указывается объем тех улучшений, которые могут быть внесены пользователями в объект сделки.
  5. Гарантии и ответственность сторон. Пользователь обязуется выплатить стоимость лицензии, а правообладатель – предоставить ему экономические, технические и юридические гарантии.
  6. Техническое обслуживание. Этот раздел описывает объем помощи, который лицензиар может предоставить пользователю для изучения объекта сделки.
  7. Налоги и платежи.
  8. Конфиденциальность. Этот раздел играет особенно важную роль в случае с ноу-хау, где раскрытие сути может привести к его обесцениванию.
  9. Защита передаваемых прав. Обязанности по защите лежат на лицензиаре, но пользователь должен содействовать ему в максимальной степени.
  10. Разрешение споров.
  11. Срок действия и условия прекращения соглашения.
  12. Юридические адреса и подписи сторон.

В целом, структура и форма лицензионного договора могут существенно различаться в зависимости от типа и предмета сделки, а также от взаимных ожиданий сторон.

Условия для заключения лицензионного договора

Условия для заключения лицензионного договора

Это соглашение считается заключенным, только если обе стороны пришли к единому мнению на все вопросы, которые относятся к характеру контракта и которые считаются значимыми в соответствии с законодательством. Ниже приводятся условия, которые нужно соблюдать, чтобы договор на лицензирование был признан действительным:

1. Предмет соглашения.

Предметом лицензирования является право на использование конкретных технологий, изобретений, ноу-хау и т.д. В тексте договора также необходимо описать продукты, которые могут быть произведены с использованием этой интеллектуальной собственности.

2. Регистрация товарных знаков (если они являются объектом контракта).

Необходимо приложить к договору копии соответствующих свидетельств о регистрации. Номера этих свидетельств должны быть указаны прямо в тексте договора.

3. Объем прав, которые получает принимающая сторона, и вид лицензии.

Обязательно нужно определить границы использования интеллектуальной собственности, предоставляемой лицензиатом. Если предыдущий владелец сохраняет за собой некоторые права использования этой собственности, текст договора должен указать, какие из прав не могут быть переданы лицензиату.

4. Гарантия качества.

В тексте договора должно быть оговорено, что качество продукта, производимого лицензиатом, будет соответствовать качеству продукта, производимого лицензиаром.

5. Продолжительность действия и география.

Если эти параметры не были оговорены ранее, их нужно определить в соответствии с географией и продолжительностью действия патентов.

6. Вознаграждение, которое должен выплатить лицензиат.

Необходимо достичь консенсуса между сторонами по этому вопросу. Конкретная сумма может быть устанавливается либо участниками договора, либо рыночной стоимостью подобных товаров и услуг.

Процесс подготовки к заключению лицензионного договора включает несколько важных шагов. Первое, что нужно сделать, это собрать все необходимые документы и подготовить копии свидетельств о регистрации товарных знаков, если они требуются. Затем нужно уладить все спорные вопросы и сформулировать текст самого контракта. Как только соглашение готово, его подписывают обе стороны.

Далее, необходимо подготовить заявление о регистрации соглашения и предоставить его в Роспатент. Заявление может быть написано в свободной форме и должно быть подписано правообладателем. Вместе с заявлением необходимо предоставить копии других документов, таких как свидетельство о регистрации товарного знака, а также три экземпляра контракта и документ, подтверждающий оплату пошлины.

Важно знать, что время рассмотрения обращения в Роспатенте может занять до двух месяцев после предоставления всех документов.

Период и география действия лицензионного договора

Длительность лицензионной сделки не может быть более действительного срока права на результат интеллектуального труда. Например, срок действия товарного знака и полезной модели составляет 10 лет, но при необходимости его можно продлить. Для изобретений этот период составляет 20 лет, а для промышленных образцов - не более 15 лет (с возможностью продления ещё на 10 лет). Если в тексте контракта не указывается конкретный период действия, то договор считается заключенным на 5 лет.

При составлении и утверждении контракта необходимо определить географию его действия. Она не может превышать территорию, на которой действует правовая охрана соответствующей интеллектуальной собственности. Соглашение может разрешать использование объекта на всей территории страны, в определенном регионе, городе, на конкретной улице и т.д.

Определить стоимость процедуры составления и регистрации лицензионного договора не так уж просто. Она состоит из нескольких элементов. Наиболее сложным является определение размера вознаграждения, которое должно быть выплачено лицензиару. Сумма этой выплаты зависит от прибыли, получаемой от лицензирования, и состоит из нескольких видов платежей, таких как роялти (процент от прибыли), паушальные (фиксированная сумма) и другие.

Помимо этого, стоимость учета включает в себя расходы на:

  • Государственные пошлины. Такие как 13 500 рублей за товарный знак и 11 500 рублей за каждое дополнительное свидетельство, 1600 рублей за промышленный образец, модель или изобретение и 850 рублей за каждый дополнительный патент.
  • Юридические услуги. Стоимость таких услуг может колебаться, но в среднем составляет от 10 000 до 15 000 рублей за каждую услугу, такую как составление типовых и нетиповых соглашений, проверка соответствия документов требованиям законодательства, а также подготовка и представление заявления на регистрацию договора в Роспатенте или составление дополнительного соглашения. Заказчику может также потребоваться составление и подача дополнительных заявлений на изменение документации или регистрацию договора патента, что обойдется ему от 5000 до 10 000 рублей. Оплата за каждый дополнительный товарный знак или патент может варьироваться в пределах от 500 до 2500 рублей.

После того, как все эти расходы определены, можно заключать лицензионный договор, который закрепит на законных основаниях предоставление права использования товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности другому лицу, определить объем предоставляемых прав, установить сумму вознаграждения, которое должно быть выплачено передающей стороне, а также определить период и место действия договора.

Сопровождение при составлении и регистрации сублицензионных и лицензионных договоров

Чтобы составить договор на товарный знак или патент и подать его в патентные органы, необходимы специальная подготовка и соответствующие знания. Неточности или отсутствие необходимой информации в документе могут привести к отказу в регистрации. Поэтому лучшим решением данной проблемы является обращение к юридическим фирмам, которые специализируются на подготовке такой документации. Сотрудники таких организаций занимаются всем необходимым и могут подготовить документы «под ключ» либо помочь в каждом отдельном этапе составления бумаг и их подачи в соответствующие органы надзора.

Одной из ведущих фирм, оказывающей подобные услуги, является PATENTUS. Она работает со своими клиентами не только из России, но и за ее пределами. Сотрудники PATENTUS выполняют подготовку как типовых, так и нетиповых соглашений на товарный знак и патент и проверят предоставленную документацию на соответствие нормам законодательства.

Компания PATENTUS обеспечивает своим клиентам профессиональный подход к каждому проекту, быстрое выполнение заказов и прозрачность стоимости услуг.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *