Ремонт вариаторов: виды восстановительных работ и их стоимость
В настоящее время наличие автоматической КПП уже не удивляет современного автолюбителя. Однако, существует разновидность такой коробки передач, называемая CVT (вариатор), которая набирает популярность, но вызывает недоверие у водителей. Иногда этот тип трансмиссии ошибочно отождествляют с классической АКПП, но это неверно с технической точки зрения. Главное отличие между этими двумя типами заключается в принципе работы вариатора. Именно поэтому возникают сложности в эксплуатации и возможные неисправности у последнего.
Если вам довелось столкнуться с такой проблемой и вам необходимо отремонтировать вариатор, вы можете задаваться вопросом: сколько стоит такой ремонт? Помимо этого, вам также будет интересно узнать, как правильно ездить на машине с CVT, чтобы отсрочить обращение в СТО на максимально возможный период.
Как поддерживать вариатор в исправном состоянии: ключевые правила эксплуатации
Принцип работы вариатора можно проиллюстрировать на примере скоростного велосипеда. Если цепь находится на самой маленькой передней звезде и самой большой задней звезде, то крутить педали будет легко, даже на крутой горе. Чтобы задняя звезда совершила один оборот, передняя звезда должна сделать несколько, что обеспечивает максимальную тягу и минимальную скорость.
В противоположной ситуации крутить педали сложнее, но скорость увеличивается, то есть одному обороту передней звезды соответствует несколько оборотов задней звезды. Вариатор, работающий на таком же принципе, использует два конусных шкива вместо звездочек с цепью или ремнем, которые плавно изменяют диаметр вращения, меняя передаточное отношение.
Используя такую конструкцию, необходимо соблюдать некоторые правила при эксплуатации для того, чтобы продлить срок службы коробки и избежать появления поломок:
- Не резко трогаться с ускорением. В таком случае все движущиеся элементы могут плохо смазываться, что увеличит их нагрев и вероятность проскальзывания цепи или ремня по шкивам;
- Не ездить долгое время на максимальной скорости. Даже при условии достаточной смазки, такой режим работы приводит к перегреву подшипников, валов и ремня;
- Не ездить по бездорожью. Передвижение по пересеченной местности дает дополнительную нагрузку на вариатор;
- Не буксировать и не ездить с прицепом. Это еще один фактор дополнительной нагрузки на коробку, приводящий к перегреву. В технической документации к авто указана максимальная масса, которую он может буксировать.
Вариатор чувствителен к механическим повреждениям. Они могут возникать при наезде на препятствия, бордюры или камни. Также нежелательны быстрые смены направления движения — раскачка, особенно если автомобиль застрял на бездорожье или в снегу.
Кроме того, чтобы продлить срок эксплуатации вариатора, необходимо выполнять периодическую диагностику и профилактические меры:
- Прогрев. Во время стоянки все смазочные жидкости стекают в поддон и охлаждаются. Чтобы достичь рабочей температуры и для попадания масла на смазывающие поверхности, рекомендуется прогреть двигатель перед началом езды. Продолжительность прогрева коробки должна быть несколько больше в холодное время года, чем у двигателя.
- Соблюдение правил положений селектора. Переключение в режим автомобиля с задним ходом (R) можно осуществлять только после полного прекращения движения. Режим автомобиля с парковкой (P) предназначен исключительно для стоянки автомобиля. Режим автомобиля в нейтральном положении (N) используется для включения зажигания и для длительных остановок с включенным двигателем, например в пробке. При остановке на светофоре рекомендуется оставить коробку в режиме движения (D), а не переводить ее в нейтральное положение.
- Профилактические осмотры. Перед каждой поездкой желательно проверять уровень смазочной жидкости. Заменять ее необходимо согласно рекомендациям производителя. Важно следить за состоянием радиатора: со временем он забивается пылью, грязью и пыльцой, после чего может не справиться со своими функциями даже при обычной езде, тогда коробка выйдет из строя.
Однако, даже если вы бережно эксплуатируете свое авто и выполняете все рекомендации по техническому обслуживанию, ремонт вариаторов неизбежен. Как и в любом другом узле, где есть вращающиеся или трущиеся детали, подшипники, конусные валы и ремни постепенно изнашиваются. Все меры профилактики направлены только на продление срока службы коробки, но никак не на избежание поломок в целом.
Как проводится ремонт вариатора и сколько это стоит
Официальные дилеры, при сервисном обслуживании предпочитают замену вышедшего из строя вариатора, однако после окончания гарантии такая процедура обходится недешево. Тем не менее, с появлением оригинальных запасных частей можно произвести качественный ремонт, не заменяя полностью трансмиссию и, таким образом, сэкономить деньги.
Стоимость ремонта вариатора зависит от того, какая деталь вышла из строя и какие процедуры необходимы для ее замены. В ремонт могут входить следующие услуги:
- Диагностика неисправности. Монотонный гул иногда свидетельствует об износе подшипников, но точно выявить место и причину неисправности можно только после комплексной диагностики и осмотра вариатора. При этом, поломка может быть следствием неправильной работы какой-либо из систем автомобиля. Большинство сервисных центров бесплатно предоставляют услугу полной диагностики без демонтажа вариатора.
- Замена ремня или цепи. Износ ремня может быть следствием естественной выработки, перегрева или появления задиров на валах. Обычно запас хода детали приравнивают к сроку службы вариатора.
- Замена подшипников. При постоянном трении ремня о валы образуется металлическая пыль. При несвоевременной замене масла фильтрующие элементы не справляются и пыль попадает в подшипники, ускоряя их естественный износ.
- Промывка и ремонт гидроблока вариатора. Эта система отвечает за синхронное управление конусными шкивами. В некоторых случаях неисправности могут быть связаны с загрязнениями, которые накапливаются в масле, решается промывкой гидроблока.
- Ремонт блока управления вариатора. ЭБУ, или электронный блок управления, обеспечивает корректную работу КПП в целом. Он принимает сигналы от датчиков, регулирует давление масла, отвечает за самодиагностику и работу вариатора в аварийном режиме.
Полный перечень работ и итоговая стоимость услуг будут известны после диагностики. В среднем ремонт вариаторов в сервисе обойдется в 55 000 рублей, которые включают стоимость запасных частей. Цена ремонта складывается из стоимости запасных частей и работ по их замене, демонтажа и монтажа коробки. Лучше обращаться за ремонтом сразу же после обнаружения первых признаков неисправности, чтобы избежать серьезной поломки или полного выхода из строя КПП, замена которой приведет к значительным затратам.
* Материал не является публичной офертой. Информация о ценах приведена для ознакомления и актуальна на июль 2020 года.
Фото: freepik.com