Что делать, если звонят коллекторы: советы для должников
Кредиты берут по разным причинам люди. Можно оформить ссуду для решения квартирного вопроса или покупки автомобиля. А можно занять деньги в банке ради отпуска в экзотической стране или праздничного мероприятия. Но в любом случае нужно будет отдавать кредит. А если возникнет задержка выплат, ситуация может привести к конфликту с коллекторами. В статье мы расскажем, что делают коллекторы и кто они.
Коллекторы: что они могут и что не могут
В наши дни понятие "коллекторы" зачастую ассоциируется с отрицательной коннотацией, которая насаждается сериалами и фильмами о преступном мире. Однако, на самом деле все не так страшно: права и обязанности коллекторов жестко регулируются ФЗ-230 "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" в редакции от 1 января 2017 года.
Это закон устанавливает сбалансированные правила коммуникации между коллекторами и должниками и защищает права обеих сторон. Коллекторы могут связываться с заемщиками по телефону, электронной почте, текстовым сообщением или личной встрече, но вне зависимости от способа коммуникации, они обязаны назвать свое полное имя и агентство, с помощью которого они работают. Кроме того, они должны предоставить контактные данные для обратной связи и банковские реквизиты для выплат, а также ОГРН и ИНН своей компании.
Следует помнить, что по закону коллекторы не имеют права прибегать к физическому и психологическому давлению, передавать персональные данные заемщика третьим лицам и сообщать ложные сведения о сумме кредита. Кроме того, они не могут требовать деньги с обанкротившихся, несовершеннолетних и недееспособных людей, а также инвалидов первой группы и людей, находящихся на стационарном лечении.
Коллекторы могут звонить родственникам или друзьям заемщика, но только если они являются поручителями по кредиту, заемщик дал согласие на звонки своему окружению, либо сам оставил контакты третьих лиц в кредитном договоре. Следует также учитывать, что коллекторы могут звонить в будние дни с 8 утра до 10 вечера и в выходные дни и праздники с 9 утра до 8 вечера. Они могут звонить не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц.
Таким образом, законодательство защищает как коллекторов, так и должников, и предусматривает строгий контроль над их взаимоотношениями. Однако, если вы столкнулись с нарушением своих прав со стороны коллекторов, следует обратиться за помощью к специалистам или в правоохранительные органы.
Почему именно коллекторские агентства имеют дело с должниками, а не банки?
Существует две основные причины:
1. Банки заключают договора с коллекторскими агентствами для взыскания долга, когда клиент задолжал сумму кредита в течение нескольких месяцев. В этом случае коллекторы выступают в роли посредников, заключая агентский договор с банком, чтобы помочь ему получить свои деньги.
2. Если должник не сможет выплатить долг в течение года, банк может продать долг коллекторскому агентству. Для должника это означает лишь смену кредитора, но все его обязательства перед бывшим банком останутся. При этом коллекторское агентство начинает взыскивать задолженность со всеми процентами и пенями.
Если должнику был продан долг, то он может узнать об этом от представителей коллекторского агентства через телефон или письменное уведомление. Банк обязан уведомить заемщика о продаже долга в официальном письме и указать сумму задолженности и проценты. Перед началом выплат должник может убедиться в наличии у коллекторского агентства свидетельства ФССП, что подтверждает законность деятельности коллекторов.
Статья: Как правильно действовать, если звонят коллекторы?
Коллекторы звонят не только должникам, но и предпринимателям, которые, например, выиграли тендер и подписали контракт на поставки. В первую очередь необходимо сохранять спокойствие и не впадать в панику. Ведь отдавать долг в любом случае придется, а вот условия выплат во многом зависят от заемщика. Существуют официальные коллекторские агентства, где работают профессионалы своего дела. Важно понимать, что финансовые трудности могут возникнуть у каждого, и поэтому оптимальным вариантом будет объяснить сотруднику коллекторского агентства свое финансовое положение и вместе разработать схему платежей. Отметим, что, скорее всего, она будет выгодней и лояльней, чем у банка.
Это точно не стоит делать, если звонят коллекторы: сбрасывать звонки, хамить собеседнику, менять сим-карту. Не стоит пытаться убежать от долга, уехав в другой город или страну, потому что коллекторы просто обратятся в суд. После вынесения решения суда в дело вступают судебные приставы, у которых полномочия значительно шире, а методы работы менее деликатные.
Вот еще один вариант, который не стоит использовать - взять новый кредит для оплаты старого. Но после проверки кредитной истории ни один банк не выдаст должнику заем. Не откажут лишь микрофинансовые организации, начисляющие порой сотни процентов годовых. Но это решение не является долгосрочным и не решит проблему, так как, даже если должнику удастся правдами и неправдами рассчитаться со всеми долгами, для банков он навсегда останется ненадежным клиентом. Там работают опытные люди, которые знают все подобные схемы, так что новый кредит, даже через годы, такому человеку будет взять очень сложно.
Кроме того, помимо лояльных условий выплат, некоторые компании могут простить заемщику большую часть долга, вплоть до 80%. Разумное и адекватное поведение поможет должнику разрешить ситуацию с минимальными моральными и материальными потерями. Коллекторские агентства тоже не заинтересованы в доведении дела до суда, поэтому они готовы идти навстречу клиенту.
Фото: freepik.com