Научный быт эпохи «оттепели»: Н. В. Тимофеев-Ресовский на Южном Урале

1950—1960-е гг., время «оттепели», одновременно совпало с научно-технической революцией во всем мире.

1950—1960-е гг., время «оттепели», одновременно совпало с научно-технической революцией во всем мире. Пожалуй, эти два десятилетия стали своего рода пиком развития и для советской науки. Еще никогда до того советские ученые не пользовались таким уважением и авторитетом в обществе. Их новый общественный статус (в особенности это относилось к представителям естественнонаучных дисциплин, в первую очередь физикам) позволял вести весьма вольготный образ жизни, сильно отличавшийся от условий существования простых советских граждан.

Публикуемый ниже документ — одно из свидетельств того, сколь интересна, насыщена и ярка была жизнь советского академического ученого в то время. Вряд ли имеет смысл говорить об авторитетной и в то же время весьма неоднозначной фигуре Н. В. Тимофеева-Ресовского. Не станем вдаваться в детали его непростой биографии и рассказе о том, за что он оказался в заключении в 1940-е гг., об этом написано уже немало[1]. Важно иное: сразу же после своего освобождения он стал одним из самых авторитетных и значимых ученых страны, за разработками которого следили многие.

Несмотря на то, что проводимые им исследования велись на территории Ильменского заповедника, в Объединенном государственном архиве Челябинской области сохранилось крайне мало материалов о его работе. Неудивительно: созданная им лаборатория находилась в подчинении Уральского филиала Академии наук СССР в Свердловске (ныне Екатеринбург), работа ее была окружена режимом секретности, местным властям она не подчинялась, а отсюда — явный недостаток документов.

Тем не менее нами был обнаружен любопытный источник — докладная записка о проверке соблюдения особого режима работы Ильменского заповедника. На двух ее страницах есть описание того, как работал и выстраивал свои отношения со своими многочисленными гостями Н. В. Тимофеев-Ресовских. Конечно же, авторы докладной записки пристрастны и проявляют крайнее недовольство увиденным, однако важно иное — они в своих возмущенных возгласах рисуют нам ту свободолюбивую и в чем-то даже расслабленную атмосферу, в которой протекало общение научного сообщества того времени, а равно и интерес, который общество той эпохи испытывало к фигуре советского ученого.

Публикацию подготовил кандидат исторических наук, главный археограф ОГАЧО М. А. Базанов

Из докладной записки комиссии по проверке соблюдения особого режима и состояния охраны государственной тайны

в Ильменском заповеднике о работе лаборатории Н. В. Тимофеева-Ресовского

  13 января 1959 г.

На берегу озера Миассово расположена полевая группа биофизической лаборатории биологического института Уральского филиала Академии наук СССР.

Эта лаборатория является базой экспериментальных работ и сбора фактических материалов по воздействию радиоактивных излучений на растительные и животные организмы, а также других вопросов, связанных с использованием атомной энергетики в мирных целях.

Руководителем лаборатории является Тимофеев-Ресовский Николай Владимирович 1900 года рождения, довоенный изменник Родине, проживавший в Германии с 1926 года до 1945 года, а затем отбывавший наказание по ст. 58—1 «а» УК РСФСР. Во время пребывания за границей Тимофеев-Ресовский имел контакты с различными белоэмигрантскими антисоветскими организациями. Являлся профессором немецкой академии наук.

В составе лаборатории работают отдельные лица подобные Тимофееву-Ресовскому. Как, например, Царапкин Лев Сергеевич, 1930 года рождения, уроженец города Берлина (Германия), работает ст[аршим] лаборантом, отец которого — Царапкин Сергей Романович, также с 1926 по 1945 гг. проживал в Германии, а затем отбывал наказание 10 лет по ст. 58—1а и 58 ч. II УК РСФСР, как изменник Родине.

Кашигин Иван Михайлович, репатриант, работает конюхом, поддерживает связь с Польшей.

По имеющимся сведениям Тимофеев-Ресовский различными способами стремится завоевать известность среди ученых страны, поддерживает контакт со многими научными учреждениями и учебными заведениями. По его словам на оз. Миассово, красивом природном уголке, он создает место встречи ученых и студентов, интересующихся его профилем работы.

В течение последних двух лет, особенно в 1958 году, Миассово стало посещать значительное количество лиц, имеющих и не имеющих отношение к науке. Много приезжает по личному приглашению Тимофеева-Ресовского — просто отдохнуть, провести время под видом выполнения дипломных и курсовых работ, а также лица имеющие командировки из разных учебных и научных учреждений. Причем учета приезжающих на Миассово по личным делам и в служебные командировки не ведется, такие лица проживают в заповеднике по 2—3 месяца, в г. Миассе не прописываются и большинство из них не имеет права на въезд в заповедник.

Директор заповедника т. Басов, ученый секретарь и ст[арший] лесничий, выдающие пропуска на право посещения заповедника, в том числе и район Миассово, установленному режиму не поддерживаются и учетом лиц, посещающих биофизическую лабораторию, не занимаются, поэтому туда приезжает много народа, не имеющего отношения к лаборатории.

Такое отношение директора заповедника к режиму на территории создало обстановку вольности и независимости действий Тимофеева-Ресовского от органов местной власти.

В текущем году по неполным данным только в командировки на большие сроки приезжало в лабораторию 45 человек, которые не оформлялись пропиской. Кроме того, в ночь с 23 на 24 августа 1958 года проверкой соблюдения правил паспортного режима обнаружено проживающих на Миассе 38 человек без прописки, в том числе один человек не имевший вовсе документов.

Повторной проверкой соблюдения правил паспортного режима на Миассово в ноябре месяце 1958 года обнаружено[, что] из 35 проживающих там лиц 6 человек проживает без прописки.

Следует обратить внимание директора заповедника т. Басова на то, что в заповеднике нет определенного лица, отвечающего за соблюдение паспортного режима, хотя в этом есть необходимость.

Комиссия:       В. Моргунов

                          К. Климушкин

                          А. Палашкевич[2]

13/I—[19]59 года.

ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 23. Д. 161. Л.  59—60 . Подлинник.  


[1] Кратко с биографий Н. В. Тимофеева-Ресовского и посвященной ему литературе можно ознакомиться в справочной статье «Большой российской энциклопедии», см.: https://bigenc.ru/biology/text/4192139 . Так же см.: Челябинская область: энциклопедия. Челябинск, 2008. Т. 6. Си—Ф.C. 499.

[2] Последняя подпись под документом отсутствует.

Последние новости

ММК обновил рекорд по выпуску оцинкованных труб

Магнитогорский металлургический комбинат (ПАО «ММК») по итогам 2024 года выпустил свыше 17,4 тысяч тонн оцинкованных труб.

Оценили вклад. Златоуст поздравил Миасс с присвоением звания «Город трудовой доблести»

Указ о присвоении подписал президент России Владимир Путин. Соседний муниципалитет стал четвёртым городом в Челябинской области, которому присвоено это почётное звание.

Итоги оперативно-служебной деятельности

Заместитель Председателя Челябинской городской Думы Кирилл Матвеев принял участие в подведении итогов работы УМВД России по городу Челябинску за прошедший 2024 год.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Железногорске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *