Уроки о важном в школах Усть-Катава
Что бы ни говорили о супертехнологиях, о ноу-хау в жизни современной молодёжи, если это не прошло через сердце, не заработает.
Что бы ни говорили о супертехнологиях, о ноу-хау в жизни современной молодёжи, если это не прошло через сердце, не заработает. Можно заставить молодых поднимать флаг, петь гимн, говорить правильные слова, но если патриотизма нет в душе, то всё впустую, всё мимо. И вы поймёте, почему мне захотелось рассказать об Ирине Юрьевне Зубаревой — учителе с большой буквы.
Хорошо запомнилась первая встреча с молодым историком лет двадцать назад, Ирина Юрьевна тогда ещё носила девичью фамилию, а я только начинал работать в редакции. Мне нужны были городские новости, и, подходя к первой школе, я увидел на оградке раскинутые для сушки палатки. Как оказалось, школьники только что вернулись из археологической экспедиции. Тогда впервые и познакомился с руководителем научного похода Ириной Юрьевной Носковой. Конечно, за эти годы не раз встречались по школьным делам, забегал к ней в кабинет, спрашивал что-то из истории Усть-Катава. Знал ещё, что она занимается тяжелейшим делом — составляет расписание для учителей, а там только попробуй ошибись, поставь не так урок — скандал обеспечен. Слышал также о её беде, у Ирины Юрьевны больной ребёнок — тема, о которой не принято громко говорить. И точно могу сказать: никогда за эти годы не рассказывал в газете о педагоге Зубаревой, слишком скромная она, неброская, я бы сказал, ей присуща такая тихая интеллигентность и ненавязчивая доброта. А в этом году у меня как глаза открылись, собирал материал о купце Патрине, а Ирина Юрьевна приходится родственницей семье Патриных-Клоковых, и она по моей просьбе принесла несколько вещиц из родового дома Клоковых. Много чего я почерпнул из этой встречи, Ирина Юрьевна просто кладезь своего семейного рода, истории нашего города. Но особенно по душе мне пришлись её слова: «Мне нравится держать эти вещи в руках, всё перебирать, я знаю их историю, историю поколений. И это было всё в одном доме, в доме, где жили Клоковы и где сейчас мы живём. А это золотая брошь моей прабабушки, я и сейчас её ношу, как память». И что удивительно, она непросто всё это хранит дома на полках и в сундуках, как скупой рыцарь, а постоянно приносит для экспозиций в школьном музее. Поэтому и состоялась новая встреча с Ириной Юрьевной. Кроме семейного альбома, она на этот раз принесла латунный крестик, лествочку и кнут.
Династия от дедушки Филиппа Петровича
— Вы просили посчитать, сколько лет моей педагогической династии, — говорит Ирина Юрьевна. — Сосчитала — нашей семейной педагогической династии более двухсот лет. Если брать деда Носкова Филиппа Петровича, его детей и внуков, то в целом получается одиннадцать человек, так или иначе связанных с педагогической деятельностью. Школьные учителя — это сам дедушка, две его внучки и моя двоюродная сестра в Краснодаре. Среди одиннадцати человек у нас два кандидата технических наук. Если говорить о географии династии, то мы работаем в вузах Екатеринбурга, Москвы, Челябинска, в школе Краснодара. И ещё у меня двоюродный брат Юра, названный в честь моего папы, работает тренером по гребле на байдарках в колледже США, а его жена — тренер по кёрлингу. Его тоже отнесли к педагогической династии, но, правда, он работает не в нашей стране.
Основатель династии — мой дедушка Филипп, он из Башкирии, из села Карлыханово. До войны он стал учителем, начал учиться, но началась война. Воевал с сорок первого по сорок пятый, вернулся в школу, стал директором и директорствовал почти 40 лет. У дедушки было 6 детей, всем дали высшее образование, у всех по двое-трое детей, многие из них оказались в педагогике. Дед — учитель истории, папа у меня — вузовский преподаватель, он пять лет преподавал сопромат после окончания нашего Челябинского политехнического института. Папин брат Валентин окончил авиационный институт и какое-то время преподавал в авиационном колледже, тётя Алла преподавала в железнодорожном техникуме. И дальше, у Валентина сын Олег в Москве преподаёт, что-то связанное с физикой. Я в школе, брат Владислав — преподаватель вузовский, и ещё одна двоюродная сестра Галина в Краснодаре — учитель физики.
— Откуда корни этой тяги к учению, педагогике, не задумывались?
— Во-первых, интересные имена. Ладно, там у нас по маминой линии Реджик — Реджиналь, Флория… А по папиной линии такие имена — Соломея, Алфимья, Домна, Ульяна, Гордей, Давид.
— Это имена по линии Ваших прадедов?
— Да, все они жили в Белокатае, Юмазах, Ногушах, это всё Башкирия. Они русские, их переселили туда в 30-е годы, как раскулаченных. Не знаю, откуда переселили, теперь и спросить-то некого, а раньше я почему-то не интересовалась. Вспоминаю, как-то дедушка Филипп говорил, что у его дедушек были железные крыши. Ну, и судя по этим именам, мы думаем, что это были старообрядцы. Два года назад у моего двоюродного брата Егора перебирали старые фотографии и нашли оригинальный рисунок — портрет человека с окладистой бородой. И было подписано: «Отец нашей матери Серафимы», а имя не указано.
— То есть это Ваш прадед по линии бабушки Серафимы?
— Да-да, мы это точно знаем. И ещё одна интересная история: пару лет назад я решила поменять перья в подушках и нашла этот нательный крест. Причём подушки мне достались в наследство от бабушки. Дедушка Филипп был женат дважды, первая жена Серафима, и я точно знаю, что подушки от неё. Деда призвали в армию, и она в годы войны осталась одна с 3-мя детьми. Приходилось много работать, было очень тяжело, и только дед вернулся из армии, она умерла. Осталось трое детей — Валентин, Алла и Юрий. Моему отцу было полтора года, когда бабушка умерла в 1947 году. Дед женился второй раз, тоже на фронтовичке Ирине Васильевне. Я всю жизнь думала, что это моя родная бабушка, не подозревала, что это не папина мать.
В 1984 году умирает дедушка, а потом в 1987-м — бабушка Ирина, в честь которой меня и назвали.
— Ирина — в честь неродной бабушки, а так могли бы быть Серафимой Юрьевной.
— Да, но потому что папа был очень маленький, он её считал матерью.
Дедушка — человек партийный, директор школы, никакой религии быть не могло. А бабушка — фронтовичка, врач, и к религии спокойно относилась. После смерти деда она моей маме отдала подушки и наказала, чтобы подушки достались лично мне. Я ещё очень удивилась: «Мама, зачем они мне?». Потом про эту историю мы забыли. А лет пять назад я решила их перетрясти и в них нашла крестик. И тут мама вспомнила, что эту подушку бабушка Ирина просила мне отдать. Мы думаем, что этот крестик от первой жены деда. Так как он был против религии, она крестик спрятала и сохранила. И ещё от бабушки Серафимы осталась вот эта лествочка.
— Первый раз Вы меня золотой брошью удивили, теперь оказывается, ещё по наследству от Серафимы у Вас лествочка!
— Почему именно мне? При 15 внуках, девочек всего трое, и из девочек я старшая, как бы со мной больше общались. Многое от Носковых ко мне пришло, даже сам процесс воспитания был особенным. Дед вроде директор, учитель, но я не помню, чтобы нам читали нравоучения, чтобы с нами беседовали. Самое большое проявление любви — это на колено дед посадит, это максимум. Вот усть-катавские бабушка и дедушка пекли нам булочки, с нами летку-еньку танцевали, книжки читали. А когда мы к Носковым приезжали, у них такого не было. Например, за столом раньше деда есть нельзя было. Пока он не начнёт, пока бабушка не возьмёт, мы не будем есть. Такой порядок, что старший в семье — это отец. У бабушки усть-катавской можно было повредничать — это не хочу, это я не буду, лук ковыряю, сало не ем, у Носковых, если кому что не нравилось, то выходи из-за стола и всё. У меня мама городская, она даже, помню, плакала — как это ребёнка не накормили. Мы к ним ездили три раза в год: 9 мая обязательно, на сенокос и пасти скот.
— Как это пасти скот, что пастуха не было?
— Нет, в деревне все пасли по очереди. Хорошо помню, что мы пасли 4 дня, и на это время приезжали. Нам давали плётки, мама с папой шли по середине, а мы с братом вместо собачек бегали по краям, овец заворачивали. Один раз у нас кто-то потерялся, и это плохо было. И второе плохо — если стадо идёт и по обочинам собирает траву, это значит, что мы скотину плохо кормили.
— Это чей кнут Вы сегодня принесли?
— Вот он из Карлыханово, обычно ходил с ним мой брат. Он его привёз в память о дедушке Филиппе.
— Да Вы, похоже, уже все вещи в музей перетаскали?
— А я же потом заберу, у меня сейчас просто в музее тематическая выставка. Например, вот эти дедовские подстаканники, с ними связана интересная история. В годы войны, когда освобождали Европу, деду Филиппу попался человек, который чуть не умирал с голоду, и дед ему отдал свой хлеб. Позже этот человек деда нашёл и дал ему вот этот подстаканник. Дед его привёз с фронта и начал коллекционировать подстаканники. У него было 12 разных, после его смерти каждому ребенку по три досталось.
Выбор — папа, мама или Людмила Николаевна?— Ирина Юрьевна, а как Вы-то пришли к своей профессии?
— Я росла в окружении технарей. Только дед — историк, один гуманитарий. Папа и мама — инженеры, и остальные родственники — все технические специалисты. Я всегда считала, что моя профессия будет связана обязательно с числами. Но Людмила Николаевна Куликова, наш классный руководитель, в десятом классе моим родителям постоянно говорила: ей надо в педагогический. Я сама этого не чувствовала, да и родители особо не ощущали, что я к педагогике тяготею, но Людмила Николаевна настаивала.
— А почему? Может быть, Вы были вожатой?
— Нет, никогда вожатой не была, я и в лагере-то была всего один раз за всю свою жизнь.
— Возможно, из-за дефицита преподавателей. А Вы отличница?
— В основном пятёрки были, три или четыре четвёрки только. Не знаю, не спрашивала никогда, почему она так настаивала. Мне было совершенно всё равно, на какой факультет поступать. Тогда папа предложил: давай, как дедушка, на историю.
— Как? У Вас не было любимых предметов?!
— Мне были более понятны физика и математика, нравились числа, я и сейчас в кабинете математики просто могу сидеть и считать. Люблю, когда всё систематизировано. Вот посмотрите, у меня в кабинете папки все строго по порядку разложены. И дома ничего хаотично не валяется.
— Ирина Юрьевна, да как же Вы на факультете истории оказались, Вы же прирождённый математик?!
— Мама с папой сказали: пойдёшь на историю, — смеётся Ирина Юрьевна, — вот я и пошла на историю. Состоялся семейный совет, меня посадили и сказали: ну, наверное, иди в педагогический. У меня есть характеристика от Людмилы Николаевны, мама сохранила, где Людмила Николаевна настойчиво рекомендует идти в педагогический.
И все родственники, и мама с папой закончили ЧПИ. Папа работал главным энергетиком на заводе, мама — начальник информационно-вычислительного центра. На всех семейных совещаниях они что-то считали, делали расчёты, когда дачу строили. Вот они и решили, что технарей надо разбавить. И я же не на исторический факультет пошла, как дедушка, у меня социально-экономические дисциплины, я — методист воспитательной работы. В принципе, мне была интересна история. Я же не пошла на биологию, если ничего в ней не понимаю, и на учителя начальных классов не пошла. Наташа Мамлеева пошла на физику и математику, Татьяна Куренкова пошла на русский и литературу, Мария Автина и Лена Коломиец — на начальные классы. Это все мои одноклассники, Людмила Николаевна всех нас организовала. Изначально я — преподаватель социально-экономических дисциплин: культурология, политология, философия, социология. И в экономике, и в социологии — цифры. Или взять ту же религию, я всё время выстраивала какие-то схемы, чтобы была видна структура.
— Не пожалели, что стали учителем?
— Нисколько не жалею, что пошла в педагогический, что работаю в школе. Вот мой брат преподавать больше не будет. Преподавательская работа у него объяснялась любовью к науке. А мне нравятся сама школа, атмосфера, учителя, дети. С родителями сейчас, конечно, работать проблемно, встречаются неадекватные. Раньше такого не было, спокойнее работали, работали именно с детьми.
— А с какого года Вы преподаёте?
— С 1992 года, Советский Союз уже распался, но ещё сохранилось уважительное отношение к учителю, к врачу. Приезжали в деревню к Носковым, и там сразу: дети приехали! Чувствовалось, как уважаемы учитель, врач.
— Вы сейчас работаете с родителями из 90-х. Мамочки с претензиями бывают?
— Ладно, мамочки, ещё и бабушки приходят. В том году ко мне одна бабушка с разборками в институт приходила.
— Скажите честно: не жалеете о своём выборе?
— Нет, не жалею. Спустя 30 лет работы в одной школе я не жалею о своём выборе. Спустя годы понимаю, что мне уже не важны какие-то звания, грамоты, чья-то любовь или нелюбовь… Для меня сегодня работа — это возможность немного отвлечься от семейных проблем, от болезни ребёнка. Я прихожу в школу и понимаю, что здесь я ещё нужна, нужны мои знания, здесь я и сама до сих пор узнаю много нового, те же цифровые технологии. Дети покажут что-то в телефоне, с ними и поговоришь, и отвлечёшься. Когда что-то рассказываешь ученикам, они так смотрят на тебя, что понимаешь — ты для них источник важной информации, знаний... Значит, не зря работаю.
— У Вас на доме памятная доска Героя Советского Союза Всеволода Клокова. Как он Вам приходится?
— Моей бабушки двоюродной брат, он в этом доме родился.
— У Вас есть награды?
— У меня? Нет, только грамоты. Папа — Заслуженный энергетик.
— На 1 мая президент награждал золотыми медалями Героев Труда, и там была учительница, которой за 80. Подумал: почему бы не награждать работающих педагогов? Встречал учителей, которых во времена Сталина награждали высшим орденом государства — орденом Ленина.
— Раньше работу оценивали, как работу, а сейчас всё мы смотрим, как родители скажут. Когда образование вывели в сферу услуг, с этого момента мы стали обслугой.
— Но ромбик за высшее образование у Вас есть, или Вы предпочитаете носить брошку прабабушки?
— Ромбик не ношу, но папа на демонстрации его надевал. В те времена всё-таки люди с высшим образованием не так часто встречались, поэтому гордились, что они специалисты с высшим образованием.
— Помните нашу первую встречу, когда Вы на школьной оградке палатки сушили?
— Я тогда лет десять занималась организацией спелео-архиологических экспедиций. К нам приезжали специалисты из Челябинска, Москвы. Наши ученики тогда поступали на археологический факультет МГУ, и мы всей школой ездили на раскопки. Тогда всё было проще, могли выехать целыми классами, начиная с пятого.
— Ирина Юрьевна, о чём мечтаете?
— У меня одна мечта — чтобы все были здоровы. И мама не болела, и муж не болел — никто. Раньше у меня работа на первом месте была, сейчас, конечно, семья.
Может, это старческое — всё о корнях, о родительском доме, а молодым свойственно покорять пространства, они «люди мира». Так было всегда, но в древности, это не так было массово и по времени растянуто в столетия. А сегодня время сжимается, как шагреневая кожа, пространства вообще нет, и у молодых часто дом там, где есть Интернет и розетка для подзарядки. Они комфортно себя чувствуют в любой точке земного шара, сменить дом, друзей и даже Родину — легко. Одним словом, эра цифры, эра пикселей! Но вот что интересно: как во времена Шекспира, так и во времена Тик-тока, чтобы быть человеком, нужны скрепы, которые незримой пуповиной удерживают человека в его обличье. Нет, жить можно, и как «перекати поле», в своё удовольствие, не думая о прошлом, не задумываясь о будущем. А потом? Жизнь-то не бесконечна... Когда слушал рассказ Ирины Юрьевны, как она в детстве открывала бабушкин сундук, как играла с плюшевым мишкой ещё прабабушки, кстати, он сейчас сидит на полке школьного музея, подумал: вот они, якоря, вот они, скрепы, и мы остаёмся людьми, только когда помним. А подстаканник, которым голодный немец отблагодарил русского солдата, — это же урок о важном для наших детей.
Автор Александр РемезовПоследние новости
Правила купания в проруби на Крещение
Чебаркульское инспекторское отделение ЦГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области и Отдел ГО и ЧС Пластовского муниципального округа информируют население информирует население: Правила купания в проруби на Крещение:
Уважаемые работодатели округа!
Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области сообщает Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области сообщает о начале приёма документов для участия в областном конкурсе
Борису Видгофу присвоено звание «Почетный гражданин Челябинской области»
Губернатор Челябинской области присвоил звание «Почетный гражданин Челябинской области» Президенту АО «Торговый дом БОВИД» Борису Видгофу.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией